Бесплатная юридическая консультация
+7(800) 350-23-68 — вся Россия

звонок бесплатный

О необходимости реформы антимонопольной политики

Уважаемый Владимир Владимирович!

В последнее время в России возникла практика антимонопольного преследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Антимонопольная служба – орган государственной власти, призванный защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка, по некоторым оценкам до 80% своих усилий направляет против МСП и некоммерческих организаций.

Называть малый бизнес монополистом и наказывать возможно только в России. В США самым маленьким из фигурантов антимонопольных дел за последние годы является компания Transitional Optical, оборот которой в 2012 г. составил около 800 млн. долл. США (около 45 млрд. руб.). Разумеется, не называют малый бизнес монополистами в ЕС и других странах.

Дела ФАС России против индивидуальных предпринимателей, ТСЖ, гаражных кооперативов и прочих псевдо-монополистов получают широкую огласку в СМИ, отрицательным образом сказываются на инвестиционном климате, конкуренции и имидже государственной власти. Антимонопольные дела против МСП не только противоречат мировой практике, абсурдны с точки зрения экономики, но и зачастую носят заказной характер – используются для захвата бизнеса, устранения конкурента и т.д. Получается, что орган, созданный для защиты конкуренции, ее устраняет.

Это дела и штрафы ФАС России за «картель батутов» (одинаковые цены в 50 руб.) в Горно-Алтайске, автомойка за «сверхприбыль» 14 тыс. руб. в Магадане, торговец лаком для волос за ущемление интересов парикмахерской в Сыктывкаре, турфирма из Барнаула – монополист по собственному ИТ-продукту и т.д.), кинотеатр-монополист на рынке попкорна в границах кинотеатра в Новосибирске, ТСЖ-«монополисты» по собственному чердаку и дому, предприниматель из Элисты за просьбу своему коллеги заменить его сломавшуюся «Газель», 4 таксиста, за повышение цен на 20 руб. в Рубцовске в канун Нового года, супруги фермеры из Ставрополья за картель (между мужем и женой) на торгах по аренде никому не нужного земельного участка, и тысячи других.

Ваши поручения разобраться с ростом цен на бензин и гречку часто оборачиваются тем же преследованием МСП. В результате, цены на гречку в регионах, где ФАС России дела возбудила, впоследствии выросли более существенно. По бензину ФАС России возбудила десятки дел против независимых АЗС за схожесть цен (разница до 80 коп. за литр), при том, что менее существенная разница на заправках, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям, претензий не вызывала. 12.12.2014 ФАС России объявила о проверке более 500 хлебопекарен.

О необходимости прекратить антимонопольное преследование МСП (равно как и компаний с небольшими долями рынка) неоднократно отмечалось Правительством РФ (Поручения от 04.07.2013 № ДМ-П13-4698, от 30.06.2014 №ДМ-П36-4825, от 03.06.2014 № АД-П13-4090 и др.), Однако ФАС России поручения не исполняет. Более того, в публичных выступлениях руководители ФАС России отрицают сам факт преследования МСП, несмотря на то, что дела против этих компаний можно без труда найти в базе судебных решений и базе решений ФАС. Другими словами граждане РФ и руководство страны вводится в заблуждение.

На фоне преследования псевдо-монополистов ФАС России одобрила все (за редчайшим исключением) крупные слияния за 2004-2014 гг., в т.ч. ведущие к образованию 100% монополий в целых секторах российской экономики. По сути, государственная функция контроля экономической концентрации ФАС России не выполняется.

Второй важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является недостаточное внимание к международным картелям и транснациональным корпорациям, присутствующим на российском рынке. Если в США 92,2% антимонопольных штрафов налагается на иностранные компании, то есть на конкурентов американского бизнеса. В ЕС также крупнейшие штрафы наложены на американскую Microsoft, планируется принудительно разделить Google. Другими словами, во всех развитых странах антимонопольная политика становится частью внешнеэкономической политики, но только не в РФ: согласно данным, размещенным на официальном сайте ФАС России, ни один крупный штраф не наложен на иностранную компанию. И даже в части более мелких штрафов известны всего 3 случая, когда были оштрафованы иностранные компании: Metro Сash&Carry – 200 тыс. руб. (2011 г.), Алкоа Металлург Рус – 1,7 млн. руб. (2009 г.) и на Teva Pharmaceutical Industries Limited – 650 тыс. руб. (2014 г.). При этом, только за 2009-2014 гг. было наложено более 100 тыс. штрафов на российские компании, то есть доля иностранных компаний в числе наложенных штрафов не превышает 0,01%.

Объективные трудности возбуждения дела против компании, находящейся за пределами РФ, не отменяют того факта, что ФАС России одобрила монополизацию целых секторов экономики иностранцами (рынок пива, табачных изделий, фармацевтика и т.д.). В сентябре 2014 г. Руководитель ФАС России заявил, что мог бы возбудить десятки дел против иностранных компаний, но не будет этого делать. На наш взгляд, это является политикой двойных стандартов, т.к. отечественный бизнес преследуется за обычную деловую практику, которая в развитых странах не является нарушением, а на монополистические действия иностранных ТНК регулятор не собирается реагировать. Более того, есть немало примеров, когда ФАС России действовал прямо в интересах иностранных конкурентов российских компаний.

В этой связи уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас:

1) Дать поручение внести в 135-ФЗ «иммунитеты» от антимонопольного преследования для МСП, некоммерческих организаций (ТСЖ, гаражных кооперативов и пр.), а также законодательно установить допустимость соглашений (за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах) компаний, имеющих небольшую долю рынка. Это позволит ФАС России сконцентрироваться на пресечении монополистических действий крупных компаний, имеющих большую долю рынка, другими словами, заняться своими прямыми обязанностями.

2) Передать не связанные с защитой конкуренции полномочия ФАС России другим органам власти – в первую очередь, контроль над госзаказом, гособоронзаказом и иностранными инвестициями в стратегические отрасли.

3) Провести проверку по факту невыполнения поручений Правительства от 04.07.2013 № ДМ-П13-4698, от 30.06.2014 №ДМ-П36-4825, от 03.06.2014 № АД-П13-4090.

4) Переориентировать деятельность ФАС России на пресечение монополистической деятельности крупных иностранных корпораций.

5) Провести проверку по всем фактам возбуждения ФАС России дел против российских компаний по жалобам иностранных компаний, по фактам, когда дело против иностранных компаний было возбуждено, но штраф не наложен либо штраф назначен в минимальном объеме.

6) Дать поручение пересмотреть систему ключевых показателей эффективности и оценки территориальных и структурных подразделений ФАС России, очистив их от «палочной системы»: оценивать результат работы антимонопольного органа необходимо исключительно по полученной потребителями выгоде (снижении цен и т.д.), а также опросов предпринимателей и экспертов о состоянии конкурентной среды.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.